Сборка резьбовых соединений применением ударно-вращательных импульсов
Истоки метола можно, очевидно, отнести к тем, еще и сейчас встречающимся случаям, когда рабочему для достижения больших моментов приходилось наносить молотком удары по концу ключа (рис. 10.17, а). Этот принцип впоследствии был использован в ударных механизмах, встраиваемых в ручные гайковерты. Основными деталями ударного механизма являются боек и наковальня, которые образуют единую систему с затягиваемым соединением. Такая система, состоящая из упругих элементов, резьбовой пары и деталей ударного механизма, показана на рис. 10.17, б. В результате последовательных ударных взаимодействий бойка 1 и наковальни 2, на гайку 5 через шпиндель 3 и горловую головку (ключ) 4 передаются вращательные импульсы, которые создают в резьбовом соединении необходимое усилие затяжки. Под действием этого усилия болт 6 растягивается, а детали стыка 7 сжимаются.
Таким образом, вследствие передачи на гайку (болт) ряда последовательных ударно-вращательных импульсов периодически накапливаемая в ударном механизме гайковерта энергия преобразуется в работу затяжки, и в резьбовом соединении создастся необходимое осевое усилие (рис. 10.17, в). Этот процесс позволяет получать значительные усилия затяжки при небольшой мощности привода машин и практическом отсутствии реактивного момента и, учитывая небольшие размеры и массу гайковертов, его можно применять при работе в стесненных условиях. Однако недостаточное знание принципиальных особенностей процесса, его отличий от ранее сложившихся методов ограничивают область применения ударной затяжки и приводят зачастую к неправильным выводам относительно возможностей ее использования. Часто сборку соединений при помощи ударно-вращательных импульсов отождествляют со сборкой приложением внешнего крутящего момента, а ударные гайковерты отождествляют с гайковертами вращательного действия. Между тем, это принципиально различные процессы, каждый из которых требует применения специфического сборочного оборудования.
Рис. 10.17. Схема затяжки резьбовых соединений вращательными ударами:
а - нанесение молотком ударов по концу ключа; б - схема ударного механизма, встроенного в ручной гайковерт; в - осциллограмма увеличения внешней нагрузки при единичном ударном цикле
Теоретические и экспериментальные исследования процесса ударной затяжки показывают, что в качестве главного параметра ударных гайковертов наиболее целесообразно использовать энергию единичного удара (энергия удара). Энергия удара обусловливает производные параметры гайковерта (например, ударную мощность, которая позволяет оценить производительность машины и определяется как произведение энергии удара на число ударов в единицу времени) и может быть измерена непосредственно на машине. На основе этого параметра могут быть установлены зависимости для определения напряженности затягиваемого соединения и другие существенно важные параметры процесса затяжки. Введение такого главного параметра, как энергия удара, позволяет применять расчетные методы при проектировании, испытании и эксплуатации ударных гайковертов, производить ударную затяжку оптимальным способом.
При сборке резьбовых соединений с помощью ударно-вращательных импульсов в основном используют ударные гайковерты; ударные ручные ключи.
Ударные гайковерты выполняют в виде ручных машин, которые оператор держит в руках в течение всего рабочего цикла. Практическое отсутствие реактивного момента при работе ударных гайковертов позволяет применять их для сборки соединений больших размеров. Ударные гайковерты используют при моментах затяжки свыше 50 Н·м.
Ударные гайковерты имеют высокую производительность, которая практически удовлетворяет всем видам производства (индивидуальному, серийному, массовому).
В сопоставлении с гайковертами вращательного действия в ударных гайковертах используют приводные двигатели меньшей мощности, что позволяет создавать легкие и портативные машины, выполняя одно из основных требований, предъявляемых к инструменту, который при работе удерживается в руках оператора. Вместе с тем, ударные гайковерты имеют более низкую долговечность, при их работе наблюдается повышенный уровень вибрации и шума.
По виду привода различают гайковерты с пневмо-, электро- и гидроприводом. Наибольшее применение имеют гайковерты с пневмо- и электроприводом.
Ударные механизмы гайковертов выполняют по различным конструктивным схемам. Наибольшее применение находят ударные механизмы, в которых вращательные удары передаются механически.
Большинство выпускаемых конструкций гайковертов отечественного и зарубежного производства имеет высокую частоту ударов (от 16 до 40 ударов в секунду).
Редкоударные гайковерты позволяют осуществлять процесс затяжки за 4-15 ударов с большой энергией, практически не изменяющейся в каждом ударе. С помощью гайковертов обычного исполнения при затяжке за 110-200 ударов энергия меняется от удара к удару. Редкоударные гайковерты в сопоставлении с другими гайковертами имеют большую энергоемкость (в 10 раз и более), меньшую массу (на 20-40%), требуют меньшей мощности двигателя (на 15-35%) и имеют более высокий КПД процесса (в 2-5 раз). В связи со стабильностью энергии каждого удара эти гайковерты позволяют выполнять тарированную затяжку резьбовых соединений и могут быть использованы в более широком диапазоне резьб.